Врач рассказала, что перегрузка у школьников может проявиться снижением аппетита

Перегрузка у школьника может проявляться снижением аппетита, частыми простудами, трудностями с концентрацией, нарушением сна и даже физическими болями, рассказала РИА Новости медицинский психолог отделения медицинской реабилитации Российской детской клинической больницы Минздрава РФ Ксения Дементьева.

Врач уточнила, что повышенная утомляемость, капризы, отказ делать уроки и ходить на кружки иногда могут быть сигналом о том, что организм ребенка не справляется с нагрузкой.

Она подчеркнула, что важно наблюдать за ребенком хотя бы одну-две недели, если изменения в поведении сохраняются дольше, то это повод задуматься о перегрузке.

Симптомы чрезмерных нагрузок могут быть эмоциональными, когнитивными, физическими и поведенческими. Так, к эмоциональным относятся повышенная тревожность, апатия, вспыльчивость, потеря интереса к любимым делам. «Среди когнитивных симптомов чрезмерных нагрузок есть рассеянность, забывчивость, замедленное мышление; физических — головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, учащенные ОРВИ; поведенческих — пассивность, отказ от общения, избегание школы и секций, регресс навыков», — рассказала психолог.

По словам специалиста, постоянный стресс, недосып, отсутствие свободного времени могут привести к хронической усталости и снижению иммунитета, симптомам тревожных и депрессивных состояний, замедлению физического и умственного развития, формированию негативного отношения к учебе. «Ребенок может начать думать, что он «плохой», «глупый», «неудачник». Это отражается и на самооценке, и на мотивации», — пояснила Дементьева.

«Ребенку необходим не только сон и питание, но и время, когда от него ничего не требуется. Не стоит забывать про перерывы между занятиями: после каждых 30–40 минут учебы нужно давать 10–15 минут отдыха. Также оставляйте ребенку время на «ничегонеделание», минимум 1 час в день», — подчеркнула психолог.

Специалист рекомендовала родителям также не забывать, что количество дополнительных занятий и кружков должно быть умеренным, так как даже любимые занятия утомляют. Она посоветовала обязательно учитывать время на дорогу до секций и школы, потому что это тоже является частью нагрузки.

По ее словам, очень важно сохранять у ребенка свободное время, так как это не только отдых, но и возможность научиться саморегуляции: понять, что нравится, как хочется проводить день, чему уделить внимание. «Если у ребенка нет возможности принимать решения и выбирать, он теряет инициативу, становится пассивным или, наоборот, начинает протестовать», — добавила Дементьева.

При обнаружении у ребенка признаков переутомления психолог рекомендовала на 1–2 недели уменьшить нагрузку и понаблюдать за его состоянием. В случае отсутствия изменений или при появлении новых тревожных симптомов она посоветовала обратиться к психологу.

«Родители могут обеспечить ребенку четкий, но гибкий режим дня; не забывать о времени без обязанностей; хвалить ребенка за усилия, а не только за результат; снижать тревожность через совместные прогулки, спокойные разговоры, ритуалы. И самое главное — быть рядом и внимательно относиться к эмоциональному состоянию ребенка», — рассказала врач.

Она подчеркнула, что здоровая психика, как и здоровье тела, требует времени на восстановление. Если ребенок устал — это не слабость, а сигнал о том, что он живой и нуждается в заботе.Школьник попал в больницу после выполнения домашней работы11 сентября, 15:39 
Источник — http://ria.ru/20250918/psiholog-2042608378.html