Еда — это не мусор. Как «брошенные» продукты находят нового хозяина

С каждым годом в России все громче звучит проблема ответственного потребления. Одним из инструментов для ее решения является фудшеринг — передача продуктов нуждающимся. О том, как работает эта система, какие социальные и экологические задачи решает и что можно сделать для уменьшения количества пищевых отходов и распределения излишков, рассказала в интервью РИА Новости президент благотворительного фонда X5 «Выручаем» Анна Скоробогатова.
– Анна Александровна, что такое фудшеринг? Как он работает и какие задачи решает?
– Фудшеринг — это передача продуктов с истекающим сроком годности на благотворительность. Важно: не с истекшим, а именно с истекающим! То есть продукты еще сохраняют свои полезные свойства, но торговые сети или производители понимают, что не успеют их продать.
Для того чтобы фудшеринг работал, нужен тот, кто продукты питания отдает, например, производитель или магазин, и тот, кто эти продукты принимает. Это, как правило, волонтеры благотворительных фондов или некоммерческих проектов. Они забирают продукты с истекающим сроком годности и передают человеку с низкими доходами, которому эта еда сейчас нужна.
Помимо экологических преимуществ, таких как сокращение отходов и уменьшение выбросов CO2, фудшеринг выполняет важную социальную функцию. Благодаря продовольственной помощи у человека с низкими доходами появляется доступ к еде.
– Продовольственные потери и пищевые отходы, то есть выброшенная готовая продукция, составляют примерно 42 миллиона тонн в год. 42 миллиона тонн не становится нашей с вами едой, а выкидывается на разных этапах.
Если говорить непосредственно про пищевые отходы, то это примерно 17 миллионов тонн. А если вы спросите, кто больше всего выкидывает этого мусора, вы удивитесь, потому что это не розница, а мы с вами. Домохозяйства формируют до 70 процентов всех пищевых отходов. То есть мы купили больше, чем хотели съесть: что-то сгнило, испортилось, скисло — выкинули. Я думаю, многие могут обнаружить у себя в холодильнике или хлебнице то, что было куплено зря.
– Кто, по вашему мнению, наиболее уязвим в продовольственном плане?
– Во-первых, это, естественно, многодетные семьи. Вторая очень большая категория людей — одинокие пожилые люди. И здесь речь идет не только о том, что человек получает небольшую пенсию, но и о том, что рядом с ним нет родственников, которые могли бы о нем позаботиться. Третья важная категория людей, которым нужна продуктовая помощь —это оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации. У человека может быть все в порядке с достатком, но сейчас у него нет доступа к своим средствам или к продуктам.
– Что делать, чтобы продовольственная помощь доходила до действительно нуждающихся?
– Я думаю, что здесь главную роль играет прозрачность цепочки. Мы собираем большие объемы помощи и передаем их благотворительным фондам, некоммерческим организациям, которые формируют у себя базу подопечных: людей с низкими доходами, в сложной жизненной ситуации. Мы, например, как фонд, не работаем напрямую с благополучателем, потому что очень важно, чтобы каждый делал свою работу. Мы, находясь в столице, считаем, что лучше региональных фондов никто не знает, кто на месте нуждается в помощи.
– Мне кажется, что мы еще на начальном этапе. Отчасти это связано с тем, что бизнесу пока не очень выгодно заниматься фудшерингом: сейчас производители и торговые сети, передающие продукты на благотворительность, обязаны уплачивать за них НДС. Мы все надеемся, что в этом году законопроект об отмене НДС на продукты питания для фудшеринга будет принят. Но пока любому производителю или продавцу выгоднее товар просто списать.
Тем не менее все крупные розничные сети в России обязательно занимаются фудшерингом, потому что видят в этом большую социальную задачу. Мы стали больше об этом говорить, и отношение людей к фудшерингу, как мне кажется, меняется.
– Мне кажется, можно начать с себя: посмотреть, что у вас системно залеживается в холодильнике, и уменьшить количество покупаемых продуктов, например. Более ответственное отношение к еде поможет избежать ненужных покупок. Надо начинать прививать культуру осознанного потребления детям, разговаривать с ними о том, что мы едим, как мы едим. Если каждый начнет с себя, я уверена, это сильно поменяет мир вокруг.
Проект благотворительного фонда X5 «Выручаем» стал лауреатом программы «Лучшие социальные проекты России» 2025 года.
Источник — http://ria.ru/20251007/sotsialnaya-2046665244.html