Несмотря на беспрецедентное падение объемов мирового воздушного движения из-за кризиса Covid-19 в последние годы, ожидается, что число пассажиров и объемы грузов возрастут в ближайшие десятилетия. Международная гражданская авиация (ИКАО) обновила свой прогноз роста числа пассажиров в мире после Covid, используя три сценария (низкий рост — 2,9%, средний — 3,6% и высокий — 4,2% в год). В то же время ожидается, что эффективность воздушных судов и эксплуатации будет улучшаться на 1,8–2,0% в год.


Выбросы парниковых газов (ПГ) в авиации составляют 2% от общего объема выбросов ПГ, при этом в 2020 году было произведено чуть более 600 Мт углекислого газа (CO₂). ИКАО поставила амбициозные цели по сокращению чистых выбросов CO₂ в авиации на 50% к 2050 году по сравнению с уровнем 2005 года.


Кроме того, в 2021 году мировая отрасль воздушного транспорта через ATAG (Группу действий в области воздушного транспорта) приняла долгосрочную климатическую цель — достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году, подтвердив приверженность авиакомпаний, аэропортов, служб управления воздушным движением, а также производителей самолетов и двигателей по всему миру сокращению выбросов CO₂ в поддержку цели Парижского соглашения в 1,5ºC.


Хотя для сокращения выбросов в авиации необходим ряд технических, эксплуатационных и поведенческих решений, общепризнано, что жидкое топливо останется доминирующим видом топлива для авиаперевозок вплоть до 2050 года.

Что такое SAF, его рыночные перспективы и как его производить?

SAF — альтернатива ископаемому реактивному топливу и перспективное решение для декарбонизации авиационного сектора.

Его производят из:

  • Возобновляемые или полученные из отходов биоресурсы, которые соответствуют критериям устойчивости в зависимости от источника, такие как возобновляемые масла и жиры, лигноцеллюлозная биомасса, отходы, непищевые крахмалы с низким CI и сахара.
  • Уловленный CO₂ в сочетании с зеленым водородом (производится путем электролиза воды с использованием электроэнергии из возобновляемых источников – так называемый электронный керосин)

SAF — это топливо смешанного типа, то есть его можно смешивать с традиционным авиакеросином (в настоящее время до 50 об. %), и эта смесь не требует замены оборудования, специальной инфраструктуры или модификации цепочки поставок, что ограничивает требования к инвестициям в цепочку поставок.


По данным МЭА, на долю SAF в настоящее время приходится 0,1% мирового потребления авиатоплива.

Ниже перечислены основные драйверы будущего развития рынка SAF, вытекающие из базового понимания того, что производство SAF в настоящее время обходится дороже, чем производство ископаемого реактивного топлива. Поэтому для расширения производства SAF требуется сочетание потребительских цен, нормативных и стимулирующих программ, независимо от пути.

Правила

  • Мир: в 2016 году ИКАО приняла глобальный рыночный механизм, Схему компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA), для решения проблемы выбросов CO₂ от международной авиации. Эта программа направлена ​​на заморозку выбросов CO₂ в авиации на уровне 2020 года посредством трех действий: повышение эффективности планера и двигателя, повышение эффективности эксплуатации и расширение использования биотоплива (SAF).

Рисунок 1. Вклад мер по сокращению чистых выбросов CO₂ международной авиацией (ссылка CORSIA)

  • Европа: В 2021 году в рамках инициативы Fit for 55 правила ЕС определили дорожную карту и мандаты для SAF, которые также согласованы ATAG: от 2% в 2025 году, 5% к 2030 году и вплоть до 63% в 2050 году. По данным ATAG, вероятно, что к 2050 году авиационному сектору потребуется около 450–500 миллионов тонн SAF в год. Европейские правила продвигают передовые биотоплива или те, которые получены из сырья, не конкурирующего напрямую или косвенно с пищевыми ресурсами.
  • НАС: Многие покупатели топлива в США рассматривают показатели, основанные на интенсивности выбросов углерода, для оценки устойчивости топлива, используя такие инструменты, как модель GREET, разработанная Аргоннской национальной лабораторией. Такие модели не группируют сырье или процессы по категориям, а вместо этого научно рассчитывают общий профиль выбросов парниковых газов данного сырья с учетом его производства, транспортировки, переработки и использования. Полученный научно обоснованный количественный показатель интенсивности выбросов углерода (CI) затем может быть использован как для (1) определения устойчивости данного топлива по сравнению с исходными показателями ископаемого топлива, так и для (2) предоставления
    нормативных и кредитных структур, которые стимулируют сокращение CI по всей цепочке создания стоимости SAF.

Рыночная цена

  • Потребители также могут играть роль в росте производства SAF. Сегодня существуют программы многих крупных перевозчиков, позволяющие частным пассажирам платить надбавку за билет, которая затем передается вниз по цепочке закупок авиакомпаний для обеспечения смешивания SAF.
  • На корпоративном уровне крупные организации в настоящее время активно торгуют квотами на выбросы от авиаперевозок и налаживают диалог со своими партнерами по авиаперевозкам для разработки действенных средне- и долгосрочных стратегий SAF, обусловленных растущим общественным спросом, который в сочетании с отсутствием производства SAF привел к тому, что цены на SAF превысили 3000 долл. США за тонну FOB Роттердам в начале 2022 года.

Поддержка развития проекта

Крупные корпоративные организации в некоторых случаях сотрудничают с авиакомпаниями и мигрируют вверх по цепочке поставок SAF, чтобы вкладывать капитал, брать на себя обязательства по закупкам и оказывать другую поддержку непосредственно на уровне разработки проекта, помогая снизить риски, компенсировать затраты на разработку проекта и стимулировать рост рынка поставок SAF.