Нефтеперерабатывающие заводы будут выполнять предстоящие в январе 2020 года целевые показатели ИМО по бункерному топливу, в первую очередь используя одну из четырех стратегий:

  1. Приобретение отборной сырой нефти;
  2. Инвестиции в технологии для производства соответствующего требованиям низкосернистого мазута (LSFO);
  3. Расчет на сохранение привлекательного рынка высокосернистого мазута (HSFO);
  4. Конверсия HSFO в более легкие продукты с целью либо сокращения производства мазута, либо полного ухода с рынка.

Технологический подход для каждого нефтеперерабатывающего завода будет во многом зависеть от существующих конфигураций и условий местного рынка.

Нефтепереработчики, которые хотят полностью выйти из бункерного рынка, будут использовать технологии разрушения остатков для преобразования бункерных молекул в более легкие продукты. Технологические возможности как для десульфуризации, так и для разрушения остаточного топлива коммерчески проверены и, как правило, могут быть отнесены к категории « пути удаления углерода » или « добавления водорода », и предлагают нефтепереработчикам широкий спектр потенциала преобразования и капиталоемкости.

Компания Axens занимает уникальное положение, предлагая технологии как для удаления углерода, так и для добавления водорода:

Пути отвода углерода

Две  технологии удаления углерода —  это  коксование  и  деасфальтизация растворителем (SDA),  при этом первая термически удаляет остаточный углерод в виде твердого продукта (кокса), а вторая использует парафиновый растворитель(и) для удаления тяжелых асфальтенов и смол в вязкий жидкий продукт «пек», потребляемый в основном для дорожного асфальта и цементных печей. Жидкие продукты обеих технологий требуют дальнейшей обработки для соответствия как дорожному топливу, так и спецификациям LSFO, соответствующим требованиям IMO.

коксованиеКоксование — это хорошо зарекомендовавшая себя технология удаления углерода, которая требует средне-высоких капиталовложений для производства твердого кокса и различных дистиллятов с высоким содержанием серы и дефицитом водорода для переработки в других местах на НПЗ. Установка мощностей коксования будет в первую очередь использоваться НПЗ, стремящимся выйти из рынка производства остаточного мазута.
ПДДПДД (Технология Solvahl от Axens) является относительно недорогим раствором на основе растворителя, который извлекает богатое парафином деасфальтированное масло (DAO) из остаточных масел и отбрасывает продукт с высоким содержанием серы и дефицитом водорода, который обычно используется для производства асфальта или в качестве твердого топлива. Для большинства сырых сортов нефти DAO не будет соответствовать требованиям LSFO; его можно либо гидроочистить для соответствия требованиям, либо, что более вероятно, преобразовать в более легкие продукты с помощью гидрокрекинга или FCC. Таким образом, SDA также является технологией, наиболее подходящей для нефтеперерабатывающих заводов, стремящихся сократить или исключить производство остаточного мазута.

Пути присоединения водорода

Два основных пути присоединения водорода: гидрокрекинг в кипящем слое (Axens H-Oil®) и Десульфуризация остатков в неподвижном слое (Axens Hyvahl™).

ВзволнованныйПроцесс Hyvahl™  использует уникальную систему защитного реактора Permutable Reactor System (PRS) для поддержания экономически привлекательных длительностей цикла катализатора для остаточного сырья с высоким содержанием загрязняющих веществ, таких как металлы и углерод Конрадсона. Процесс обеспечивает превосходную десульфурацию, может производить соответствующий требованиям LSFO для широкого спектра сырья, а также подготавливает превосходное, богатое водородом сырье для максимизации выхода жидкости в последующих установках каталитического крекинга флюида (RFCC), производящих бензин и олефины нефтехимического сырья. Внедрение каталитического крекинга ниже по потоку снижает риск и неопределенность в отношении цены LSFO.

Достижение 0,5% серы в бункерном топливе с помощью AR/VRDS Hyvahl™ от Axens с различным сырьём

AR/VRDS Hyvahl ™ Переставляемая реакторная система (PRS)

хол H-Oil® — самая динамичная технология переработки остатков  , доступная сегодня; в этом процессе используется реактор с кипящим слоем с добавлением и извлечением катализатора, что позволяет не только достигать высоких скоростей десульфурации, но и широкого диапазона конверсии, что позволяет эксплуатирующим организациям использовать фиксированный набор активов для гибкой переработки тяжелого, кислого сырья в более легкие продукты. Одной из основных особенностей технологии является ее гибкость как с точки зрения сырья, так и с точки зрения ассортимента продукции; коммерческие установки продемонстрировали значительную гибкость в достижении своих целей по конверсии при переработке широкого спектра потоков остаточного сырья от парафинистого российского уральского до тяжелого канадского битума.

Современные установки H-Oil® используют передовые функции и все чаще интегрируются с блоками переработки остатков в то, что Axens называет Конфигурации H-Oil®+ . Эти расширенные опции включают:

  • Низкая космическая скорость достичь 90+% конверсии сохраняя при этом стабильность продукта
  • Вакуумные отходы переработки (VBR) для снижения конверсии за проход и ограничения образования осадка для фиксированной общей цели конверсии
  • Добавление жидкий катализатор HCAT предшественник к твердой каталитической системе для дальнейшего увеличения области конверсии за счет увеличения каталитического переноса водорода, доступного объема каталитического реактора и, следовательно, значительного повышения стабильности продукта.
  • Интеграция H-Oil® в блоке конверсии остатков, в том числе с установками SDA и коксования, что позволяет снизить производство и увеличить ценность отбракованных молекул углерода.

Преимущества преобразования жидкого прекурсора катализатора HCAT

Максимальная конверсия определяется пределом стабильности. При стабилизирующем эффекте HCAT® максимальная конверсия при той же стабильности выше для данной степени жесткости корма.

В контексте бункерного топлива соответствующие требованиям судовые топлива могут быть получены как из VGO, так и из остатков сточных вод H-Oil®. H-Oil® VGO — это стабильное, соответствующее требованиям IMO топливо, получаемое непосредственно из секции фракционирования, а непреобразованный остаток может давать стабильное, соответствующее требованиям топливо при смешивании с низкосернистыми смесями, такими как легкий рецикловый газойль.

Процесс H-Oil® был коммерчески проверен с более чем  1 MMBPSD лицензированной мощности и более чем 230 единицо-лет опыта эксплуатации. Недавно универсальность и гибкость технологии привели к ее выбору для крупных проектов по переработке остатков/сырой нефти в химикаты, в том числе Shenghong Refining & Chemical (Lianyungang) Co., Ltd и Hengli Petrochemical Co. Ltd в Китае . 

С учетом присущей неопределенности спредов «сладкий/кислый» как для бункерных продуктов, так и для цен на сырую нефть, нефтеперерабатывающий завод с гибкость не только производить LSFO, но и сочетать его производство с гибкостью для увеличения конверсии тяжелого, кислого сырья в более ценное дорожное топливо будет иметь долгосрочное конкурентное преимущество. H-Oil® люкс технологий предлагает, что долгосрочная гибкость сместить ассортимент продукции между максимизацией производства бункерного топлива и переходом на более легкое топливо для автомобильного транспорта.